Изобретение гидравлической тележки произошло в 1939 году, в Америке. Патент на их производство получили Джордж Реймонд и Билл Хаус. Предыстория события гораздо старше. Первые прообразы современных рохлей возникли еще в XIX веке. А обычные двухколесные тележки с ручной загрузкой известны со времен появления колеса.
К возникновению современной рохли подталкивала упаковка товара. Громоздкие бочки, деревянные короба и ящики вытеснялись тарой из картона. Для хранения продукции были необходимы поддоны (защита от влаги и др. негативных факторов). Первые паллеты (поддоны) выглядели также как и сейчас. Отличались тем, что не имели нижнего настила из досок. Со временем появилось нижнее основание, и паллета приобрела нынешний облик. Продиктовано было сохранностью груза при транспортировке и погрузке.
Желание ускорить процесс выгрузки/отгрузки товара влияло на поиск новых решений с использованием механических средств. Первые попытки датируются началом ХХ века. С появлением компактных гидронасосов и обычного подшипника создание гидравлической тележки стало только делом времени. Конструкцию тележки определило строение паллет. Вилочный захват груза напрашивался сам собой (пространство между балками поддона доступно и при подъеме распределяет вес равномерно).
В середине прошлого века финская фирма « Rocla» первой стала производить серийные модели гидравлических тележек. Быстро завоевав рынок, марка до сих пор остается лидером своей отрасли. В 80-ых гг эта продукция попала в СССР и пользовалась огромным спросом. Популярность финских тележек в стране Советов была огромная. Качество и надежность стали синонимами компании «Rocla». Название быстро перекочевало в русский язык. Все гидравлические тележки теперь называют «рохлями»
Основные виды и модификации складских моделей
Чтобы перейти к типам и моделям рохлей, необходимо коротко ознакомиться с их строением. Устройство состоит: из ручки, гидроузла, вил (или стрел), подвилочных тяг, колес и дополнительных роликов.
Область применения, конструктивные особенности и грузоподъемность делит гидравлические тележки на несколько типов:
1. По грузоподъёмности
Грузоподъемность у большинства рохлей - 2 – 2,5 тонны (по европейскому стандарту). Существуют для работы с нестандартным тоннажем – максимальная нагрузка до 5 тонн. Есть с совсем небольшой загрузкой от 1 до 1,5 тонн (предназначены для американских поддонов)
2. По длине вил
Габариты (длина, ширина и минимальная высота вил), наличие измерительных весов, педали спуска груза - определяют возможности использования в ограниченных пространствах, с конкретными видами поддонов и паллетов. Стандартные: предназначены для европоддонов (длина вил – 1150 мм, ширина – 550 мм). Удлиненные: способны поднимать одновременно два поддона, отличаясь большей грузоподъемностью (длина – от 1,5 до 2м, ширина вил такая же). Короткие: до 800 мм подойдут для разгрузки в прицепах грузовиков или заполненных складах. Для негабаритных грузов есть с широкими вилами и низкопрофильные рохли.
3. По сфере применения
Есть модели для использования на улице, осуществляя погрузки при экстремальных температурах и высокой влажности, при работе в агрессивной среде (работа с химикатами и удобрениями). Такие имеют оцинкованный корпус, износостойкие колеса и ролики из нейлона. Остальные предназначены для обычных условий эксплуатации.
4. По условиям работы
Колеса на рохлях также важны, как на авто. Их необходимо выбирать, ориентируясь на условия эксплуатации. По аналогии с автомобильными, на них имеется обод
( металлический, пластиковый или монолитный) с двумя подшипниками внутри и контактный слой (покрышка).
Полиуретановая покрышка подходит для ровной поверхности зоны выгрузки/отгрузки, не боится перепадов температуры и устойчиво к износу (работает и вне склада).
Резиновая покрышка - универсальная, отлично ведет себя на «бездорожье» (старый асфальт и неровные полы)
Нейлоновое колесо (всегда монолитное) - предназначено для работы в контакте с агрессивными химическими соединениями (хим.производства и их мощности).
Размер колес стандартный (Ø 180 и 200мм). Грузовые ролики всегда выполнены из того же материала, что и колеса, по тому же принципу. Расположены у края вил. Чаще сдвоенные (две пары), имеют меньший диаметр – 80 мм.
По таким особенностям все рохли можно объединить еще в несколько типов:
- Малогабаритные. Имеют меньшую длину вил и грузоподъемность, подходят для заполненных складов и маленьких помещений.
- Удлиненные. Подходят для сверхгабаритных грузов (могут поднимать два паллета одновременно). С максимальной длиной стрел и нагрузкой (до 5т)
- Негабаритные. Выполняют погрузку нестандартных паллетов. Низкий просвет (меньшая высота от земли и большая ширина вил) и меньшая грузоподъемность.
- Оцинкованные. Максимальная прочность и устойчивость к агрессивным средам.
- Специализированные. Со специфичной формой стрел (для бутылей, рулонов, баллонов, и пр.)
- С доп.оборудованием. Оснащаются измерительными весами или, н-р, ножничными подвилочными тягами для работы на заданной высоте.
- Стандартные. Оснащаются усиленными стрелами, резиновыми или полиуретановыми колесами и роликами, эргономичной (часто обрезиненной) ручкой. Максимальная нагрузка около 2000-2500 кг.
Для наглядности ниже представлена таблица с учетом марок и основных критериев
P (кг) | H (мм) | H1 (мм) | H2 (мм) |
250 | 85 | 125 | 1500 |
500 | 85 | 125 | 1500 |
500 | 85 | 125 | 1500 |
1250 | 85 | 125 | 1500 |
1250 | 85 | 125 | 1500 |
(где Р – грузоподьемность рохли; Н - высота грузовой рамы над полом; Н1-высота подъема груза; Н2- высота от пола рычага рукоятки)
P (кг) | L (кг) | B (кг) | b (кг) |
250 | 800 | 560 | 160 |
500 | 1000 | 560 | 160 |
500 | 1200 | 560 | 160 |
1250 | 1000 | 560 | 160 |
1250 | 1250 | 560 | 160 |
(где Р – грузоподъемность; L- длина вил тележки; В- общая ширина рохли; b- ширина каждой стрелы на грузовой раме)
Бренды | H (мм) | H2 (мм) | L (мм) |
BT | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
SK | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
Vulkan | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
TM Noblelift | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
Delta | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
Compass | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
Poltek | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
Linde-mh | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
DFE | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
Caterpillar | 85 | 1500 | от 800 до 1250 |
(где Н- высота вил; Н2- высота рукоятки над полом; L- длина вил)